/812/ 320-22-97

Главная / Публикации / Алкозамки - первый опыт тестирования. По материалам статьи «STOP газеты» «Замки для школьных автобусов - первый опыт тестирования»

Алкозамки — первый опыт тестирования. По материалам статьи «STOP газеты» «Замки для школьных автобусов — первый опыт тестирования»

Рифкат МиннихановРеспублика Татарстан в мае 2009 г. подписала Соглашение о совместной с Российским Союзом Автостраховщиков реализации проекта по внедрению технических средств контроля (ТСК) на транспортных средствах, осуществляющих социально важные перевозки.

В феврале текщего года 25 промышленных образцов алкозамков — устройств, предотвращающих управление транспортными средствами водителями в состоянии опьянения, прошли тестирование на школьных автобусах. О результатах испытаний рассказал один из инициаторов активного внедрения ТСК — главный государственный инспектор безопасности дорожного движения по Республике Татарстан Рифкат Минниханов.

Схема реализации проекта в республике предусматривает пять этапов: от подготовки технического задания до разработки предложений по формированию нормативной базы использования ТСК на пассажирском и грузовом транспорте, дорожной, сельскохозяйственной технике, машинах «скорой помощи» и оперативных служб. Условия реализации проекта предусмэтривают заключение соглашения с РСА о совместной деятельности, предоставление ТСК фирмами-разработчиками, выбор автопредприятий и программы оснащения машин, проведение мониторинга и анализ влияния ТСК на безопасность перевозок и качество профессиональной деятельности водителей. Технические средства контроля включают в себя: тахографы, аппаратуру спутниковой навигации, системы видеофиксации дорожной обстановки, алкозамки. Практически все средства к сегодняшнему дню прошли этап тестирования и установлены на автобусах, выполняющих регулярные перевозки пассажиров на городских и междугородних маршрутах. Создана и эффективно работает Региональная автоматизированная информационная управляющая система. Диспетчеры РАИУС-РТ непрерывно отслеживают маршруты и параметры движения — «историю» и в режиме реального времени — «окно состояния» автобусов и водителей. Под контролем системы находится 530 междугородних и 288 школьных автобусов.

В 2010 г. Министерство транспорта и дорожного хозяйства республики планирует оснастить автобусы, выполняющие перевозку школьников средствами контроля трезвости водителей — алкозамками. Актуальность проблемы определяется не столько статистикой аварийности на школьных маршрутах и фактами задержания нетрезвых водителей — в 2009 г. был зафиксирован лишь один случай, сколько прогнозируемым ввиду отсутствия в сельских районах полноценного медицинского осмотра риском совершения ДТП. Алкозамки хотя и не являются панацеей от типичной беды многих сельских шоферов, профилактическую миссию выполнить могут — нетрезвый водитель выйти на маршрут не сможет.

Если же включить данные алкозамка в блок информации, передаваемой по каналам спутниковой связи, что технически осуществимо, так как школьные автобусыалкозамок контролируются системой GPRS, то обмануть алкозамок, блокирующий двигатель, станет просто невозможно а сам нарушитель будет своевременно отстранен от работы. Но пока на пути появления в «окне состояния» РАИУС-РТ данных о самочувствии водителя стоит проблема выбора оператора связи и технической интеграции алкозамков в бортовую систему обработки и передачи данных.

В феврале на школьных автобусах марок ПАЗ, КАВЗ и FIAT было проведено тестирование 25 алкозамков различных производителей, по результатам которого оценивались эксплуатационные характеристики приборов и реакция водителей на нововведение. В первые дни после установки замков от водителей поступали многочисленные жалобы: -двигатель не заводится», «глохнет», «долго греется», «сложная инструкция» и т.п. Анализ нарекании показал, что в большинстве своем они — либо результат неправильного использования прибора, либо заведомого лукавства водителей.

К концу срока тестирования количество жалоб сократилось с 10–15 ежедневно в начальный период до 2–3. К концу февраля, по данным РАИУС-РТ, стабильно подавались лишь два вида жалоб объективного характера: «не заводится двигатель», «не работает алкозамок». Субъективные жалобы, «не продувается», «непонятное меню», «долго греется» полностью прекратились. Информация о предполагаемых технических недостатках тестируемых алкозамков была передана е Центр стратегических разработок — ЦСР-Ретион для анализа. Следует отметить, что все прошедшие тестирование приборы обладают высокой точностью измерения — зафиксировано большое количество тестов со значениями в пределах 0.03–0.1 мг/л.

С определенной долей уверенности можно констатировать, что алкозамки даже за столь короткий испытательный период зарекомендовали себя как надежное дисциплинирующее водителей автобусов средство.

Большинство водителей, участвовавших в эксперименте, оценили алкозамки как полезные для самоконтроля приборы и высказали линь пожелания упростить процедуру их применения. Несмотря на то, что в ходе тестирования при каждом случае получения положительной алкопробы устройства блокировали двигатель, ни одной попытки принудительно разблокировать двигатель зарегистрировано не было.


алкозамокAlcozamok (Алкозамок) – это система аппаратно-программных средств, позволяющая предотвратить движение автомобиля под управлением водителя с алкоголем в крови. Для выполнения этой задачи Alcozamok устанавливается на борту автотранспортного средства и включается в цепь зажигания.

Поскольку цель установки систем Alcozamok — повышение безопасности дорожного движения, главные требования к системам – высокая надежность и эргономичность. Аппаратная часть системы состоит из алкометра, блока управления и соединительных кабелей.

Надежность системы блокировки Alcozamok достигается сочетанием современных технологических решений, оптимизацией программного обеспечения, самотестированием системы, дублированием записей событий в памяти алкометра и блока управления. В составе системы блокировки алкометр выполняет две функции — измерительную и информационную. Во-первых, он измеряет концентрацию алкоголя в выдыхаемом воздухе, во-вторых, сообщает водителю всю необходимую для взаимодействия с системой информацию.

Благодаря высокоизбирательному электрохимическому датчику этанола, алкометр обеспечивает точное достоверное измерение алкоголя. Алкометр — это именно та часть системы Alcozamok, с которой непосредственно общается водитель. Процедура тестирования и система сообщений логичны, предсказуемы и понятны, что позволяет сформировать у водителя необходимое для успешного взаимодействия с алкозамком доверие к системе. Хорошо продуманная система мер препятствует обману системы блокировки Alcozamok недобросовестным водителем. Кроме двойного контроля за «человечностью» выдоха, позволяющего исключить продувку прибора альтернативными способами, предусмотрено проведение периодических тестов во время движения транспортного средства, что делает бессмысленным привлечение к первичному тесту посторонних лиц.

Система блокировки зажигания Alcozamok не создает помех дорожному движению даже в случае обнаружения алкоголя у водителя, но имеет возможность сигнализировать об этом остальным участникам дорожного движения с помощью бортовых световых и звуковых устройств. Из соображений безопасности для водителя предусмотрена возможность экстренного запуска двигателя в чрезвычайной ситуации даже в том случае, если в выдыхаемом воздухе был обнаружен алкоголь. Разрешение на экстренный запуск дает пароль, сообщаемый сервисным центром.

Гибкий алгоритм позволяет индивидуализировать работу системы блокировки Alcozamok и настроить ее в соответствии со спецификой работы конкретного транспортного предприятия или в соответствии с мерами, применяемыми по отношению к конкретному водителю. Такими специфическими мерами могут быть, например, блокировка зажигания по определенным дням недели или задание времени свободного включения зажигания после остановки двигателя.

Пока не всем российским транспортникам очевидны преимущества Alcozamkа, однако они позволили этим системам занять достойное место на рынке бортовых систем в США. Этот факт говорит о многом, если учесть, что в США есть алкоблокираторы собственного производства.

Система блокировки зажигания Alcozamok может быть комплексирована с другими бортовыми интеллектуальными системами разных производителей, решающими задачи контроля, отслеживания и оповещения, что открывает широкие перспективы для профилактики правонарушений и повышения безопасности на дорогах России.